Наша Ассоциация последовательно отстаивает право отрасли на саморегулирование. К тому есть множество оснований.

Первая причина - это хроническая неспособность государства осуществлять государственное регулирование и надзор в массовых сегментах рынка в целом, и в сфере малой авиации в частности. К примеру, законодательный запрет на существование в стране малой авиации существует с декабря 1998 года, официальная государственная статистика наглядно подтверждает отсутствие в стране целого сегмента гражданской авиации. 20 с лишним лет профильные ведомства сначала игнорировали наличие проблемы, а после наших обращений полтора года отказывались его признавать. В настоящее время Минтранс официально признал наличие избыточных требований в ФАП-246 и пообещал их устранить.

Вторая причина - это растущая цифровизация рынка массовых услуг, ведущая к возникновению монополий и зависимости участников рынка от цифровых платформ. Такая проблема более 10 лет назад возникла в близкой нам сфере легкового такси. Яндекс и Ситимобил захватили более 85% рынка, навязали водителям собственную коммерческую политику и ценообразование, минимизировали порог входа на рынок. В результате возникшего демпинга произошло массовое вымывание из профессии национальных кадров и их замещений трудовыми мигрантами, а также скачок уровня аварийности и преступности в процессе перевозки. 

Со слов представителей Минтранса, основную угрозу в открытии рынка малой авиации ведомство видит именно в риске возникновения в российском небе аналога наземного "джамшут-такси", как выразился А.В.Нерадько. В этом мы согласны с Минтрансом и поэтому настаиваем на недостаточности простого упрощения сертификационных требований ФАП-246 к эксплуатантам ЛВС и предлагаем разрешить упрощенный порядок сертификации только для членов добровольных СРО. 

Механизмы СРО жестко прописаны в федеральном законе "О саморегулируемых организациях" и применяется в том числе в сферах, связанных с обеспечением безопасности граждан - в строительстве и на наземном коммерческом транспорте. О возможности применения механизмов СРО в сфере малой коммерческой авиации положительно высказалось Минэкономразвития по итогам нашего круглого стола. 

Суть саморегулирования состоит вовсе не во вседозволенности и не в отмене любых правил, как это многие представляют. Участники отрасли наделяются правом самостоятельно устанавливать лишь правила ведения собственной коммерческой деятельности (вместо всех или части требований ФАП-246) взамен обеспечения повышенной имущественной ответственности членов СРО в виде формирования ими коллективных компенсационных фондов СРО. Таким образом обеспечивается принцип ответственности "все за одного", когда ущерб причиненный одним, оплачивают все, что позволяет рынку обеспечить коллективную форму самонадзора и исключить из своих рядов неадекватных участников рынка. При этом все прочее отраслевое законодательство действуют в отношении членов СРО в полном объеме - коммерческие перевозки осуществляются на типовых ВС коммерческими пилотами в соответствии с Воздушным Кодексом, ФП ИВП и иными ФАПами.

Применение саморегулирования позволит избежать монополизации рынка цифровыми платформами и хаоса в небе по причине отсутствия у Росавиации и Ространснадзора  возможности работать на массовом сегменте рынка.

Ассоциация малых авиационных предприятий, 2021